Пятница, 17.05.2024, 09:44
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Литературно-образовательный сайт

 



Block title
Теги материалов
Музыка
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2011 » Ноябрь » 12 » Азбука рассказывания и пересказа. Ч.2. Рассказы, сказки и стихи для чтения. Автор Семеренко И.Г.
09:31
Азбука рассказывания и пересказа. Ч.2. Рассказы, сказки и стихи для чтения. Автор Семеренко И.Г.
Азбука рассказывания и пересказа. Ч.2. Рассказы, сказки и стихи для чтения.
Автор Семеренко И.Г.

Метание снежков -- Давайте теперь будем метать снежки в цель! – сказал Вовка. -- Я буду снежки лепить, - тут же отозвался Серёжа. -- А я буду снежки подавать, - продолжила маленькая Машенька. -- А я буду судить, - подхватил Андрей из 20 квартиры. -- А мы будем в цель метать, - сказали остальные ребята. Принесли картон, Андрей из 20 квартиры нарисовал фломастером круги разной величины, и цифры поставил: в центре 3, а дальше от центра 2 и 1. Прикрепили цель к дереву повыше и приготовились метать. А Олег даже успел слова для этого соревнования придумать: -- Цель видна перед тобой, Под рукой никто не стой. Меткий целится стрелок, Взмах, бросок, летит комок. Стали поочерёдно снежки бросать. Олег попал в цель 3 раза: в 2, 2, 1. Вовка попал 2 раза: в 3 и 2, а Никита попал два раза в цель 1, 2 , и один раз в ворону, что сидела на ветке. КАРТИНКА Иллюстрация, как метают в цель Андрей из двадцатой квартиры говорит: -- Победил Олег, он все три раза попал в цель. -- Нет, - заспорил Вовка - у меня столько же очков, значит, ничья. -- Подождите, - вмешался Серёжа, – на этот раз, несомненно, победил Никита. Вот попробуйте вы сами попасть в ворону, ни за что не попадёте, а он попал. За одну только ворону ему надо 10 очков дать. Но, тут вмешался сам Никита: -- Ну, какой я - победитель? Если бы специально в ворону целился, а я, ведь нечаянно попал, значит, не в ворону попал, а в молоко. -- Так молока у нас никакого нет, - удивилась маленькая Машенька. -- В молоко, это всё, что мимо мишени летит, - пояснил Никита, - вот и я промазал, значит, попал в молоко. А если бы в центр угодил, значит, в самое яблочко попал. Так в спорте говорят, - пояснил он. А маленькая Машенька говорит: -- Не спорьте, у меня есть три конфеты, всем участникам хватит, - и вручила мальчикам сладкий приз. Задание Расскажи, как проходили соревнования в метании снежков Объясни, кого бы ты назвал победителем, почему Снежная баба Детям так понравились дворовые олимпийские игры, что они захотели еще что-нибудь вместе сделать. Решили они снежную бабу слепить и слепили такую, как в книжках на картинках рисуют: большую, с носом-морковкой, глазами-угольками, а на голове вместо шляпы – кастрюля. -- Какая она у нас красавица получилась, - сказала маленькая Машенька, - что ни в сказке сказать, ни пером описать! А Олег тем временем слепил ещё одну снеговую бабу, но только маленькую: она на ладошке у него поместилась. Эта снежная баба всем тоже очень понравилась, и решил Олег маме её подарить. Картинка Рука и на ней маленькая снежная баба Побежал он домой, а лифт не работает, пришлось пешком на девятый этаж подниматься. Пока поднимался, даже новую спортивную считалку сочинил: -- Раз, два, три, четыре, пять! Кто спортсменом хочет стать? Прыгать, бегать и нырять, Никогда не унывать, Раз, два, три, Выходи! В это время мама дверь ему открыла, на лестницу Олега встречать вышла. Получилось, как будто считалка про неё придумана. Хотел Олег маленького снеговика маме подарить, да он куда-то исчез. Стали все вместе искать его, да так и не нашли. Куда бы это он мог пропасть? Отдал Олег маме только мокрые варежки, но мама, вместо того, чтобы поругать его, рассмеялась. Задание Расскажи, какая снежная баба получилась у ребят Почему мама не стала ругать Олега за мокрые варежки, а рассмеялась Обобщающее задание Перескажи рассказ по картинкам о том, как ребята проводили Олимпийские зимние игры Как солнышку помогали Картинка-иллюстрация В облаках застряло солнце: Ни туда и ни сюда, Светит только половина, А другая не видна. -- Ветер, ветер, помоги, Солнышко спасать беги, Разгони-ка облака, Сильно дуй, а не слегка! - Стал я звать на помощь ветер. Он мне сразу же ответил. Налетел и зашумел, Засвистел и загудел, Разыгрался, разгулялся, По дорожке прочь умчался. Ветру я кричу: - Постой! Что мы сделали с тобой? Вместо солнца – облака, Гром гремит издалека, Крупный дождь по крыше бьёт, Скоро молния сверкнёт… Мне доносятся едва Ветра быстрого слова: -- Видно, солнце отдыхало, Может даже, задремало, Испугалось нас с тобой, Скрылось в туче грозовой. Задание Расскажи, почему мальчик решил помочь солнышку Перескажи, как ветер стал помогать мальчику и что из этого вышло Как Шуша отдыхал на море Маска в рюкзаке Как-то летом Шуша, мама и папа поехали на море отдыхать. Они долго-долго собирались: долго думали, что с собой взять, долго укладывали вещи, долго добирались до вокзала и быстро-быстро ехали на поезде. За окнами мелькали поля, реки, сады, леса, посёлки и города, а море даже не маячило впереди. Наконец, они приехали к бескрайнему морю. Шуша сразу же захотел в море искупаться. Первым делом он стал свои вещи выкладывать. Особенно старался в этот раз Шарик. Он рылся в рюкзаке и повторял только одно слово:- Маска. И вот он нашёл то, что искал. Шурик от удивления не мог слова сказать. В лапах у Шарика была карнавальная маска зайца. Картинка Шарик держит маску, а на задних лапах ласты -- Что это у тебя? – наконец выговорил Шурик, не веря своим глазам. -- Маска! – невозмутимо ответил Шарик. Ты же сам сказал, чтобы я не забыл ее взять. -- Интересно, почему тогда ты взял маску зайчика, а не волка, было бы страшнее, - сказал Шурик. – Волком можно хоть рыбок испугать. -- А зайчик – виднее! – ответил Шарик. – Я нырну, а уши на поверхности будут торчать, так ты всегда будешь знать, где я! -- Это ты здорово про ушки придумал, - похвалил Шурик Шарика за находчивость, - но нырять я буду с подводной маской, а если ты захочешь, то и тебе её дам. -- А я тебе зайчика дам, - раздобрился Шарик. Но сначала отгадай загадку: -- У кого четыре ушка: Слева, справа, на макушке, Хвостиком виляет, Рыбок забавляет? -- Это очень трудная загадка, Шарик, особенно для тех, кто тебя в маске никогда не видел, - улыбнулся Шурик. Задание Расскажи о том, как мама, папа и Шуша собирались и ехали на море Почему удивился Шурик, увидев в лапах у Шарика маску Расскажи, чем понравилась тебе эта забавная история МОРСКАЯ КОМАНДА Шуша, мама и папа стали жить на базе отдыха "Волна”. Все расположились в маленьком деревянном домике на самом берегу моря. Но приходили они туда только спать, потому что с утра до вечера купались и ныряли в море. Мама загорала и искала красивые камушки, а папа плавал далеко в море, а иногда ходил на рыбалку к скалам. Один раз, местный рыбак дядя Федя собрался с папой на настоящую рыбалку в море на лодке. Они приготовили удочки, наживку и ведро. Дядя Федя, оглядев лодку, сказал вслух: -- Кажется, мы ничего не забыли, - и подмигнул весело Шуше. Шуша воспринял это как сигнал к действию, и не успел папа глазом моргнуть, как Шарик и Шурик уже оказались в лодке. Картинка Все в лодке, каждый занят своим делом -- Вот это настоящая морская команда, - похвалил дядя Федя Шушу, а папа, только отодвинул ведро, чтобы удобнее было сидеть. --На море штиль, - сказал дядя Федя. -- Это когда безветрие, отсутствие волнения, пояснил папа Было спокойно вокруг, только чайки кружились над водой. -- Посмотрите, чайки рыщут, добычу ищут, - сказал Шарик. -- Ты что это про чаек, как про волков говоришь, - удивился Шурик, - это белоснежные птицы, а когда садятся на воду, похожи на бумажные кораблики. Папа добавил: -- Когда чаек поднимается целая стая над волнами, они похожи на снежную метель с белыми летящими хлопьями. Это очень красивое зрелище. Задание Расскажи, где жили и чем занимались мама, папа и Шуша Перескажи, как Шуша оказался в лодке вместе с папой и дядей Федей Скромный ныряльщик Шуша, папа и дядя Федя отплыли далеко от берега, и, пока взрослые готовили удочки, Шарику разрешили понырять около лодки в его заячьей маске. Шарик нырнул, вынырнул и радостно сказал: -- Море - это самый большой аквариум, в котором самые большие водоросли и самые большие рыбы. -- Нет, Шарик, тогда уж самый большой аквариум – океан, он больше моря, - уточнил Шурик. -- Когда я нырял, рыбки подплывали ко мне и любовались, они никогда не видели меня в маске, да и без маски тоже - похвастался Шарик. Они говорили на своём рыбьем языке, а я на своем. КАРТИНКА Шарик под водой, около него рыбки смеются -- Интересно было бы узнать, что же они говорили? – заинтересовался Шурик. -- Хорошо, что я понимаю рыбий язык, - скромно опустив глаза, сказал Шарик, я могу тебе перевести их слова на человеческий язык, и он прочитал стихотворение: -- Что за чудо - чудеса Лодка в море принесла? То ли рыба, то ли зверь, Ты глазам своим не верь. Не мормышка, не крючок, Не зацепит за бочок. Познакомиться пора: -- Я – бычок, таранька - я! -- А ты что им ответил?- засмеялся Шурик. -- Извините, детвора: Буль, буль, буль – наверх пора. -- Хорошо, что ты успел вежливо с ними проститься. Рыбки, скорее всего, подумали, что это необычный ныряющий заяц, для них это настоящее чудо, - сказал Шурик. -- А может быть, это они сказали о Шарике? – предположил папа. -- Нет, - сказал Шарик, - я тоже сначала так подумал, но Шурик, мне кажется, лучше уловил суть перевода, разве я удивился бы ныряющей собаке? Вот заяц в море – это и, правда, чудо! Шурик, папа и дядя Федя с уважением посмотрели на скромного и рассудительного Шарика. Задание Расскажи, как нырял Шарик и что он увидел Перескажи, как Шарик перевел слова рыбок, почему все с уважением посмотрели на него Удивительная рыбалка Наконец, взрослые стали ловить рыбу на удочку. Долго ничего не попадалось, но вот дядя Федя поймал настоящего петуха. Только не птицу, а морского петуха, рыбу, у которой плавники напоминают два больших разноцветных веера. Картинка Морской петух -- Как он похож на бабушкиного Петю - петуха, который живет у нее на даче! – обрадовался Шарик. -- Только этот Петя не кукарекает, - уточнил Шурик. -- Вы ошибаетесь, - сказал папа, - морские петухи поют круглый год. Их крики похожи не на петушиное пение, а напоминают сердитое ворчание, а иногда протяжный музыкальный свист. -- Посмотрите, - растерянно сказал Шарик, - наш искрящийся на солнце морской петух, стал тускнеть он, как - будто, полинял. -- У него плавники переливались всеми цветами радуги, а теперь они обесцветились, - огорчился Шурик. -- Не расстраивайся, Шуша, это хотя и вкусная рыба, - но для сохранения её красоты, мы отпустим её обратно в море, - сказал дядя Федя и выпустил морского петуха. В этот раз папа, дядя Федя и Шуша поймали много рыбы, и когда принесли улов маме, она даже ахнула от удивления и восторга: столько рыбы она видела только в магазине. Картинка Идут с уловом Пока взрослые готовили уху, Шуша нашел две ракушки, скрепил их проволокой, и сделал наушники. -- Давай, Шарик, будем слушать "музыку” моря, - предложил Шурик. -- Я буду слушать шум прибоя, - мечтательно сказал Шарик. -- А я буду слушать "голос” отбоя, - сказал Шурик, увидев маму, которая шла звать их обедать. А, по вечерам, когда наступала приятная прохлада, все слушали как, звенят, стрекочут цикады. Сначала Шуша думал, что это маленькие птички, но папа объяснил, что это такие насекомые. Задание Расскажи о том, какого петуха поймали рыбаки, почему они его отпустили Как ты думаешь, почему это была удачная рыбалка Метеоритный дождь Однажды папа сказал: -- Сегодня поздно вечером будем наблюдать метеоритный дождь. Вам надо днём хорошо выспаться, чтобы быть в форме. Шарик сразу догадался, в какой форме надо быть и, поэтому вечером, взял с собой большой папин зонтик. -- Зачем тебе зонт? – удивился Шурик. -- Какой же ты не догадливый, - сказал Шарик, если метеоритный дождь польёт на нас, мы промокнем без зонта, папа же напомнил: быть в форме! -- Что ты, Шарик, это совсем другой дождь, - сказал папа, - метеорит летит к земле и высоко в небе рассыпается в разные стороны, на мелкие части. Такой дождь бывает очень редко. Никто от него не намокнет, но он оставит о себе незабываемое впечатление. Картинка Идут с зонтиком, в небе падающие звезды Перед возвращением из отпуска домой, все решили сфотографироваться на память. Сначала снимались на фотокарточку папа и мама, потом папа и дядя Федя, потом все вместе с Шушей, а напоследок сфотографировали Шушу. - Сейчас вылетит птичка, - сказал фотограф. - С птичкой нас будет трое, - успел сосчитать Шарик. Всем было радостно и немножко печально: отпуск закончился. Задание Расскажи, как Шарик готовился наблюдать метеоритный дождь Почему в конце отпуска всем было радостно и немножко печально Обобщающее задание Перескажи рассказ по картинкам о том, как Шуша отдыхал на море Стесняюсь Картинка-иллюстрация Птицы спрятались в листве, Мышки юркие в норе, Ёжик спрятался в овраг, Солнце скрылось в облаках. Я один, как пень торчу У доски, на класс смотрю. То краснею, то бледнею, Слово вымолвить хочу. На меня глядят сто глаз, Мне бы спрятаться сейчас. Я стесняюсь, заикаюсь, На моё бы место вас! Мне б за дверью отвечать, Получил бы точно пять! Но куда себя девать, Если у доски стоять? Раз, два, три, четыре, пять Невидимкой надо стать! Я зажмурил по порядку Левый глаз и правый глаз. И исчезла половина, А потом и весь наш класс. Теперь можно отвечать, Надоело мне молчать! Задание Расскажи, как можно было догадаться, что мальчик стесняется, стоя у доски Что ты теперь можешь посоветовать другим, чтобы они не стеснялись Как Миша и Саша решили сильными стать Миша и Саша очень любили спортивные передачи по телевизору смотреть. Однажды они сидели на диване и смотрели хоккей. Быстро мелькали хоккеисты по льду, да еще успевали и в ворота шайбу забивать. Вот бы и нам так, - размечтались они... -- Здесь не разговоры нужны, а дела, - сказал папа, у них хорошая физическая подготовка: быстрые, ловкие, сильные, потому что каждый день физкультурой занимаются. И придумали Миша и Саша тоже физкультурой заниматься. -- Итак, - сказал Миша, - в понедельник мы будем ездить на роликовых коньках, хорошо, что они у нас есть. -- Дядя Игорь нам на день рождения в этом году подарил, добавил Саша, а когда коробки вручал, нам руки пожал! -- А во вторник, - продолжил Миша, - будем делать упражнения с гантелями. -- Мы будем развивать мышцы. Две гантели у нас есть. Они по одному килограмму, для начинающих, - вспомнил Саша. -- Сначала одной рукой каждый, потом другой будем делать, - подхватил Миша. -- Или по очереди двумя руками сразу, - добавил Саша. И не удивительно, что они так дружно всё согласовывали, ведь они были братьями, да ещё и близнецами. Картинка Два близнеца поднимают гантели разными руками, как один человек Так мальчики разобрались с понедельником и вторником, и перешли к среде. А чтобы не забыть, в блокнот всё записали. -- В среду, - начал Саша, - мы будем ездить на велосипедах. -- А в четверг мы можем ходить на Неву, - предложил Миша, будем учиться плавать -- Хорошо, - обрадовался Саша, - а если мама не разрешит? – вдруг вспомнил он. -- Тогда будем учиться плавать в ванной, - закончил Саша. -- Знаете ребята, - вмешался папа, - мы с вами в бассейн запишемся, может и мама тоже захочет… -- Мы ее уговорим, - в один голос сказали братья, - отлично ты, папа, придумал. И они запели: -- Будем плавать брассом, кролем, Мы в бассейне не утонем, Мама с папой, ты и я – Мы спортивная семья! -- Вот уже и до пятницы добрались! – радостно сказал Миша. -- В пятницу мы возьмём скакалки и будем прыгать, - придумал Саша. -- Можно даже соревноваться, кто больше раз прыгнет, - предложил Миша. КАРТИНКА Прыгают вдвоем на одной скакалке Мальчики записали в блокнот и эти упражнения по дням недели. -- Не будем отвлекаться, - сказал Саша, - у нас ещё суббота впереди. -- Давай в субботу во дворе с ребятами в футбол играть! – с улыбкой сказал Миша. -- Здорово, - сразу ответил Саша, - только обязательно в одной команде! -- А вот и воскресенье! – начал Миша. -- А что в воскресенье? Кажется, уже ничего больше и не придумать! – опечалился Саша. -- А в воскресенье, - повторил Миша, – выходной! Мы наденем наши бело-голубые шарфы, сядем перед голубым экраном и будем смотреть матч с участием нашей любимой команды. -- А я, кажется, догадался, как она называется! – сказал папа, - она называется "Зенит”! Картинка Перед телевизором смотрят футбол вместе с папой -- И мы будем распевать наши любимые кричалки, - продолжил Миша и, вдруг, закричал: -- "Зенит”, не робей, Гол противнику забей! Саша тут же подхватил: -- Эй, вратарь, не зевай И удар не проморгай! И они сначала по очереди, а потом вместе стали кричать свои любимые кричалки, даже папа к ним присоединился. Да так они все раскричались, что мама, обеспокоено, заглянула в комнату. -- А мы зарядку на неделю придумали, - в один голос похвастали Миша и Саша -- Ещё только придумали? – удивилась мама, - представлю, что будет, когда вы её делать начнёте! Обобщающее задание Перескажи по порядку весь рассказ: Подумай, почему братья решили заняться физкультурой Расскажи, что придумали делать Саша и Миша каждый день недели, чтобы стать сильными Про умную девчонку и смешную собачонку Картинка-иллюстрация Вечереет, тихо в доме… Их в квартире только двое: Очень умная девчонка И смешная собачонка. Та девчонка буквы знает, Книжку вслух она читает, А собачка помогает: То визжит, а то зевает, Уши кверху поднимает, Видно, сказку понимает. Вдруг, смешная собачонка Стала лаять очень громко. Может за Ягой погналась, Или волка испугалась, А быть может страшный зверь Хочет к ним проникнуть в дверь… В чём же дело, где ответ? Никакой тут тайны нет! Сказка кончилась и вот, Лаем, пёс гулять зовет. Очень умная девчонка Всё отлично поняла И смешную собачонку На прогулку повела. Задание Расскажи, почему можно назвать девчонку умной, а собачонку смешной
Просмотров: 516 | Добавил: serz | Теги: Методика, Семеренко И.Г., дидактика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей