Пятница, 17.05.2024, 08:52
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Литературно-образовательный сайт

 



Block title
Теги материалов
Музыка
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2011 » Октябрь » 31 » МАТЕРИАЛЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Ч.1-8 добавлены 31.10.11
16:45
МАТЕРИАЛЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Ч.1-8 добавлены 31.10.11
МАТЕРИАЛЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Преподаватель Семеренко И.Г.
Сценарий литературной перемены посвященный творчеству Н.Н. Носова и юбилею его героев. Тема: "Николай Носов и его герои”. (Незнайке - 50!) Внеклассное мероприятие для студентов 1 курса по специальности "Иностранный язык” П курса по специальности "Дошкольное образование”. Преподаватель Семеренко И.Г. 2005 Цель: Вызвать интерес к детской литературе, творчеству Н.Н. Носова, желание перечитать его произведения для детей, использовать их в своей практической работе с детьми старшего дошкольного - младшего школьного возраста. Формировать навыки выступления перед аудиторией, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма. Материал: Портрет писателя, его книги в разных изданиях. На доске: Николай Николаевич Носов.(1908 - 1976) 1938г. - первый рассказ "Затейники”. 1945г. - Сборник рассказов "Тук-тук-тук”. 1949г. - первая повесть "Веселая семейка”. 1954г. - 1 часть трилогии о Незнайке. "Приключения Незнайки и его друзей”. 1958г. - "Незнайка в Солнечном городе”. 1965г. - "Незнайка на Луне”. Эпиграф: "…автор множества шедевров, каждый из которых блестит как яркая жемчужина в довольно объемном ларце нашей детской литературы”. В. Катаев. Предварительная работа: подготовка ведущих, чтецов, песни. 1 часть. Вступление: Наша литературная перемена посвящена детскому писателю, юмористу - Н.Н Носову и его героям. Самому известному и популярному среди детей и взрослых - Незнайке в этом году исполнилось 50 лет! Давайте вспомним биографию писателя и его произведения и героев. 2 часть. 1 Ведущий: Н.Н Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве, в семье актера. Вскоре семья, состоящая из отца, матери и двух детей, переехала в поселок Ирпень, находящийся в 25 км от Киева. Там и прошло детство Н. Носова. Учиться Н. Носов начал еще до революции. Годы его учебы пришлись на то время, когда вокруг бушевала гражданская война. Закончив гимназию-семилетку, 15 - летний Носов сразу окунулся во взрослую жизнь. Многие из тех профессий и умений, о которых Н.Н. рассказывает в своих произведениях с такими подробностями, как - будто, всю жизнь занимался ими; он опробовал еще в детстве и отрочестве. 2 Ведущий: Ему приходилось быть и земледельцем и косарем, возчиком бревен и рабочим кирпичного завода. Он увлекался химией, радиолюбительством и электроникой. Учился играть на скрипке и импровизировал на мандолине. Торговал газетами и, чуть не до изнеможения, играл в шахматы. Промывал "золотой” песок и выпускал рукописный журнал "Иск”. Ставил на любительской сцене "Тараса Бульбу”, играл в школьном оркестре и пел в хоре. Учил малышей грамоте и дрессировал собаку. Начав заниматься фотографией, он тратит на нее все деньги, вплоть до того, что единственной его одеждой осталась спецовка, которую получил на заводе. 3 Ведущий: Н. Носов работал и самостоятельно учился по программе средней школы. Готовился поступать в Киевский художественный институт. Это была его мечта. В 19 лет он выдержал вступительные экзамены и поступил в Киевский художественный институт. А через два года перевелся в Московский институт кинематографии. В дальнейшем Носов выбрал профессию кинорежиссера, которой посвятил многие годы своей жизни. 1Ведущий: Кино захватывает Носова целиком. В те годы он и не думал, что станет писателем. Но его наблюдения за детьми пригодились ему в последствии. Начало его писательской биографии было неожиданным. В 1938 году, когда Носову было 30 лет, он начал писать и в сентябрьском номере журнала "Мурзилка” был напечатан его первый рассказ "Затейники”. Затем его рассказы печатались в журнале "Костер”, газете "Пионерская правда” и других. Постепенно работа в детской литературе становится для него основным делом. В довоенные годы после публикации первых рассказов появляются и другие: "Живая шляпа”, "Чудесные брюки”, "Огурцы”, "Метро”. 2 Ведущий: До войны у автора накопилось много рассказов, из которых был отобран сборник для детей. В 1946 году выходит сборник под названием "Тук-тук-тук”. Послушайте отрывки из рассказов, которые вошли в сборник и попытайтесь вспомнить их названия. Конкурс знатоков. Чтение отрывков из рассказов "Мишкина каша”, "Огурцы”, "Огородники”, "Фантазеры”, "Замазка”. "Дружок”. Подведение итогов конкурса. Созданные Н. Носовым веселые рассказы, остросюжетны, динамичны, насыщены неожиданными комическими ситуациями. В центре рассказов характеры детей: непоседливых и неуемных выдумщиков, которым часто достается за их затеи. Рассказы насыщены лиризмом и юмором. Сам Н.Н. Носов писал: " Действительная причина "смешного” заключается не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах”. Носов очень хорошо понимает психологию ребенка, видит в нем будущего гражданина. "Мальчишки Н. Носова несут в себе черты советского человека, - писал В. Катаев, - его принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени”. 3 Ведущий: Н. Носов - писатель, работавший в разных жанрах. В 1949 году выходит его первая повесть "Веселая семейка”, затем "Дневник Коли Синицына ”, а в 1951 году повесть " Витя Малеев в школе и дома”.Эту книгу ожидала счастливая судьба. Ее автор был награжден Государственной премией СССР. Эта книга стала большой удачей не только для Н.Н. Носова, но и для всей детской литературы, как одна из лучших книг о школе. Чтение отрывка из повести. Николай Носов написал несколько замечательных произведений для взрослых: В 1972 году "Повесть о моем друге Игоре”, "Тайна на дне колодца”, "На литературные темы”. Ему принадлежит статья о теории юмора "О некоторых проблемах комического”. 1 Ведущий: А когда же появился на свет Незнайка? Оказывается 50 лет назад! В 1954 году вышла книга Носова, положившая начало трилогии о Незнайке. Это сказка "Приключения Незнайки и его друзей”. Она и две другие сказки: "Незнайка в Солнечном городе” и "Незнайка на Луне” объединенные общими героями представляют собой роман-трилогию, очень редкий жанр для детской литературы. Н. Носов писал: "Хотелось написать сказку не ради самой сказочной формы, а ради того, чтобы быть ближе к читателю”. В сказке он поставил те же самые проблемы, что ставил в повести или рассказе: воспитание честности, смелости товарищества, воли, настойчивости в достижении цели, осмеяние мелкого тщеславия, зависти, трусости, хвастовства, грубости. 2 Ведущий: Замысел романа-сказки у писателя возник в связи с дореволюционной книгой А. Хвольсон "Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков”, прочитанным им в детстве, но воплощение его оказалось самостоятельным и необычным. Это проявилось не только в выборе героев, но и в широте диапазона произведения, постепенном углублении познания мира. Главный герой романа - Незнайка, напоминает Мишку Козлова и других носовских мальчишек. Он тоже вызывает симпатию у читателей, потому что в основе его шалостей лежит стремление к хорошему, доброму. Он активный, интересующийся всем на свете, выдумщик и непоседа. Чтение отрывка из романа-сказки Н. Носова. Ведущий: По сценарию Н. Носова поставлено 9 художественных фильмов, из них 4 полнометражных, опубликовано и напечатано 4 пьесы, создано много мультфильмов, сейчас в кинотеатрах идет новый мультфильм " Незнайка и Баррабас”, диафильмов грампластинок. Давайте вспомним песню Незнайки из мультфильма, знакомую нам с детства. Пение куплета из песни "В траве сидел кузнечик”. Ведущий: В 1969 году, 35 лет назад, создателю трилогии о Незнайке была присуждена Государственная премия РСФСР им. Н.К. Крупской, премия, которую присуждают за выдающиеся успехи в воспитании подрастающего поколения. И это не случайно: особенностью юмористического таланта Н.Н. Носова является способность откликаться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важнейшие морально-этические проблемы. Заключение. Сегодня вы не только вспомнили свое детство, своих любимых героев из произведений Н. Носова, но и узнали много интересного и полезного для себя, для своей работы на педагогической практике. Вы еще раз убедились в том, что, несмотря на солидный возраст Незнайки и других мальчишек Н. Носова эти герои не стали менее популярными, чем 50 лет назад, и в этом огромная заслуга и талант автора. Отрывки из произведений Н.Н. Носова. · А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня, цап за голову - и откусила. · Врешь! · Нет, правда! · Почему же ты не умер? · А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой. · Без головы? · Конечно, без головы. Зачем мне голова? · Как же ты шел без головы? · Так и шел. Будто без головы ходить нельзя! · Почему же ты теперь с головой? · Другая выросла. "Ловко придумал!” - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки. ("Фантазеры”). Тут прибежали ребята. Видят, - горка песком посыпана. · Это кто здесь напортил? - закричали они. -Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька? · Нет, - говорит Котька, - я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая, и я не мог на нее взобраться. · Ах ты, умник! Ишь что выдумал! Мы трудились, трудились, а он - песком! Как же теперь кататься? Котька говорит: · Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься. · Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься. · Ну, я не знаю, - говорит Котька. · Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! · Бери сейчас же лопату. Котька отвязал коньки и взял лопату. Он стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили. А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал. Это, - говорит, - чтоб всем легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет! ("На горке”). "Вот как нехорошо получилось! - думал Виталик. - Теперь Мурзику из-за меня достанется”. Он хотел вернуться домой и сказать, что Мурзика во дворе нет, но тут Мурзик выскочил из отдушины, которая была под домом, и быстро побежал к двери. · Мурзинька, не ходи домой, - сказал Виталик. - Тебе попадет от мамы. Мурзик замурлыкал, прнялся тереться спинкой об ноги Виталика, потом поглядел на закрытую дверь и потихоньку мяукнул. · Не понимаешь, глупый, - сказал Виталик. - Тебе ведь человеческим языком говорят, что нельзя домой.Но Мурзик, конечно, ничего не понимал. Он ласкался к Виталику, терся об него боками и потихоньку бодал его головой, будто торопил поскорее открыть дверь. Виталик стал отталкивать его от двери, но Мурзик не хотел уходить. Тогда Виталик спрятался от него за дверь. · Мяу, - закричал Мурзик под дверью. Виталик поскорее вышел обратно: · Тише, кричит тут! Вот мама услышит, тогда узнаешь! (”Карасик”). Гражданин сел. Стало тихо. Костя уже хотел смотреть кино, но тут послышался шепот Шурика: · Ты уже съел свой пряник? · Нет еще. А ты? · Я тоже нет. Давай есть. · Давай. Послышалось чавканье. Костя вдруг плюнул и прохрипел: · Послушай, у тебя пряник вкусный? · Угу. · А у меня невкусный. Мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане. · А замазка где? Замазка вот, в кармане… Только постой! Это не замазка, а пряник. Тьфу! То-то я гляжу, что она невкусная! ("Замазка”). Тут Дружок жалобно завыл в чемодане, и Мишка закричал, что было силы: Что ты рано в гости, осень, к нам пришла? Еще просит сердце света и тепла! Старушка, которая дремала напротив, проснулась, закивала головой и говорит: · Верно, деточка, верно! Рано осень к нам пришла. Еще ребятишкам погулять хочется, погреться на солнышке, а тут осень! Ты, миленький, хорошо стишки говоришь, хорошо! И она принялась гладить Мишку по голове. Мишка незаметно толкнул меня под лавкой ногой, чтоб я продолжал чтение, а у меня, как нарочно, все стихи выскочили из головы, только одна песня вертелась. Недолго раздумывая, я гаркнул, что было силы на манер стихов: Ах вы, сени, мои сени! Сени новые мои! Сени новые, кленовые, решетчатые! ("Дружок”). Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась и из-под нее каша лезет. · Мишка, - говорю, - что это? Почему каша лезет? · Куда? · Шут ее знает куда! Из кастрюли лезет! Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял ее, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу. · Не знаю, - говорит Мишка, - с чего это она вылезать вздумала. Может быть, готова уже? Я взял ложку, попробовал: крупа совсем твердая. · Мишка, - говорю, - куда же вода делась? Совсем сухая крупа! · Не знаю, - говорит. - Я много воды налил. Может быть дырка в кастрюле? Стали мы кастрюлю осматривать: никакой дырки нет. ("Мишкина каша”). Незнайка на Луне. Казалось, что он совершенно примирился со своей участью и уже не мечтал о путешествии на Луну. Даже характер у Незнайки как будто переменился. Самые наблюдательные коротышки замечали, что Незнайка стал часто о чем-то задумываться. Когда у него были припадки задумчивости, на лице появлялась какая-то мечтательная улыбка, словно Незнайка чему-то радовался. Никто, однако ж, не мог догадаться, ЧТО его настраивало на такой радостный лад. Однажды Незнайка встретил Пончика и сказал: · Слушай, Пончик, теперь мы с тобой товарищи по несчастью. · По какому несчастью? - не понял Пончик. · Ну, тебя ведь не берут на Луну, и меня тоже. · Мне нельзя на Луну. Я слишком тяжеленький. Ракета не поднимет меня, - сказал Пончик. · Глупости! - ответил Незнайка. - Все, кто полетит в ракете, будут в состоянии невесомости, так что для ракеты все равно, тяжеленький ты или не тяжеленький. Никто ничего не будет весить. Понял? · Почему же меня тогда не берут? Это несправедливо! - воскликнул Пончик. · Еще как несправедливо! - подхватил Незнайка, так несправедливо, что и сказать нельзя. Мы должны с тобой исправить эту несправедливость. · Как же ее исправить? · Ночью, накануне отлета, мы залезем в ракету и спрячемся. А утром, когда ракета улетит в космическое пространство, мы вылезем. Не станут же из-за нас возвращать ракету обратно. · А разве можно делать такие вещи? - спросил Пончик. · Почему же нельзя? Вот чудак! Самое главное, понимаешь, - это чтоб нас не успели высадить, пока мы находимся на земле. А в космосе уже не высадят, можешь не беспокоиться. · А где мы спрячемся? · В пищевом отсеке. Там очень удобно и разных продуктов масса. · Масса продуктов - это хорошо! - сказал Пончик. - Но ведь ракета рассчитана на сорок восемь путешественников. · Чепуха! - сказал Незнайка. - Где это видано, чтоб было сорок восемь путешественников. Что это за цифра такая, подумай сам. Для ровного счета надо, чтоб было пятьдесят. Потом, нам ведь с тобой не надо места в каюте: мы будем сидеть в пищевом отсеке. В тесноте, как говорится, да не в обиде. Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга. СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПЕРЕМЕНЫ "200 ЛЕТ Г.Х. АНДЕРСЕНУ - КОРОЛЮ СКАЗОК”. Совместное внеклассное мероприятие преподавателей детской литературы и библиотеки для студентов 201 и 104 группп к неделе ДЕТСКОЙ КНИГИ Подготовили: Cемеренко И.Г. Сидорович Т.П. 2007 ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: Выступление зав. библиотекой Т.П. Сидорович. Итоги анкетирования детей по сказкам Андерсена. ( Максимова Ю., 201гр). ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Ведущие: Мельничук Ю., Диденко В., Вершинина В. Стихотворение "В цветущей Дании” Куприянов В. Ведущий. Сказки датского писателя Г.Х. Андерсена стали достоянием всего культурного мира и вошли в детские книги народов всей земли. Сказки Андерсена - одно из значительнейших явлений мировой литературы 19 века. Они одинаково интересны для читателей любого возраста. "Я всегда имел в виду, - говорил Андерсен о своих сказках, - что пишу их не только для детей, но и для взрослых… Детей больше всего забавляет фабула сказки, взрослых интересует вложенная в них идея”. Ведущий. Г.Х. Андерсен родился в маленьком датском городке Оденсе, на острове Фюн в бедной семье. Он рано лишился отца, который завербовался в солдаты, чтобы избавить семью от нищеты. Солдату суждено было вернуться только в сказках сына - веселым и неунывающим. Горе утрат и разлук, преследовавших Андерсена, смягчалось, когда он призывал на помощь сказочные ведения. Кто-то из друзей сказал, что в обычной жизни он чувствовал себя как в театре, все время, ожидая чудес, огорчаясь и досадуя, если чудес не случалось, а, в театре ему казалось, что перед ним реальная жизнь. Ведущий. В детстве он часами просиживал на берегу реки у кротовой норы, и когда хозяин выглядывал из своего жилища, ему ужасно хотелось расспросить его, что делается на другой стороне земли, куда несомненно ведут подземные ходы. Рядом с домом, где жил Андерсен, свил себе гнездо аист; веснами мальчик первым встречал мудрую птицу после возвращения ее из дальних стран. Тогда он желал выучить языки птиц и зверей. Нам, читавшим его сказки, известно, что эта его мечта исполнилась. Ведущий. Он очень медленно взрослел и с годами не отдалился от того, чем живет детство. В 16 лет он так же самозабвенно играл в куклы - в куклы-артисты, как и шестилетний ребенок. "Ежедневно, - вспоминал он, я шил куклам новые наряды, и чтобы добыть для этого пестрых тряпок, ходил по магазинам и выпрашивал образчики материй и шелковых лент. Фантазия моя была до того обогащена кукольными нарядами, что я часто останавливался на улице и рассматривал богатых барынь, представляя себе, сколько королевских мантий, шлейфов и рыцарских костюмов мог бы выкроить из их одежд…Мысленно я уже видел эти наряды у себя под ножницами.” Ведущий. И больше всего на свете ему хотелось стать актером, а правильнее надо сказать - жить в театре. Андерсен настолько был погружен в мир фантастических грез и увлечен театром, что четырнадцати лет покинул дом и отправился в Копенгаген - столицу Дании в поисках счастья на подмостках сцены. Но упорные попытки Г.Х. Андерсена стать актером, потом певцом и даже танцором не привели к успеху. Не желая порывать с театром, полуголодный, бесприютный юноша пишет одну за другой несколько подражательных трагедий. Наконец нашелся покровитель, выхлопотавший начинающему, восемнадцатилетнему драматургу небольшую стипендию и его определили во второй класс гимназии, где он учился вместе с малышами. Его осыпали насмешками, но сын сапожника и прачки упорно шел к цели: он окончил не только гимназию, но и университет. Ведущий. В студенческие годы Андерсен публикует водевили, юмористические стихи, путевые заметки, постепенно становясь писателем-профессионалом. Его лирическое стихотворение "В цветущей Дании” становится патриотическим гимном Дании. В цветущей Дании, где свет увидел я, Берет мой мир свое начало; На датском языке мать песни мне певала, Шептала сказки мне, любимая моя. Люблю тебя, родных морей волна, Люблю я вас, старинные курганы, Цветы садов, родных лесов поляны, Люблю тебя, отцов моих страна! Уже перейдя от мальчишеских опытов к серьезной литературе, Андерсен не сразу нашел единственный свой путь, но и тогда, в юности, в его творчестве чувствовалось нечто такое светлое - "чистый тон”, что вызывало у лучших людей ответную волну нежности. Датский ученый и редактор газеты пастор Бастгольм, прочитав одно из сочинений Андерсена, писал ему: "Сделайтесь таким поэтом, как будто до Вас не было ни одного поэта, как будто Вам не у кого было учиться, и берегите в себе благородство, и высоту помыслов, и чистоту душевную. Без этого поэту не стяжать себе венца бессмертия”. Ведущий. Он много путешествует. После первой поездки в Италию Андерсен написал роман "Импровизатор”, принесший ему широкую известность, пишет драмы. В 1835-37 годах Андерсен издает три сборника сказок В автобиографии, которую он назвал "Сказка моей жизни”, Андерсен пишет о начале своей работы над сказками: "В первом выпуске находились сказки, слышанные мною в детстве, я только пересказал их, сохранив, однако, тот же самый язык и тон - простой и естественный”. Посмотрите на выставку книг, среди них и первые сказки Г.Х. Андерсена: "Огниво”, "Новый наряд короля”, "Дюймовочка” и др., которые все знают и любят. Ведущий. Однако, читая первые отзывы на сказки Андерсена, мы находим следующее: " Сказки эти могут позабавить детей, но считать их мало-мальски назидательными или ручаться за их полную безвредность нельзя. Вряд ли кто найдет особенно полезным для детей читать о принцессе, приезжающей по ночам на собаке к солдату, который целует ее”. А когда была напечатана "Принцесса на горошине”, датский литературный журнал заметил, что она "лишена соли”. Но постепенно сказки становятся главным жанром в творчестве писателя. Именно в сказках он стал таким поэтом, "как будто до него не было ни одного поэта”. Ведущий. "Самым важным свойством таланта Андерсена была причудливая фантазия, придававшая его поэтическим произведениям свежесть и прелесть, - вспоминал один из его близких друзей, - но с фантазией бывает то же, что с людьми: они редко дают что-либо даром. Сколько должен был он вынести волнений и страхов, когда фантазия врывалась к нему без зова и вела, куда ей хотелось. Я видел его вне себя от волнения и страха из-за того только, что его друг опаздывал на полчаса. И чего только он не перенес за эти полчаса! Сколько представлялось ему различных способов смерти, пока он не остановился поневоле на самом ужаснейшем. Это зрелище преследовало его; больше не было сил, он чувствовал, что захворает, пожалуй, - умрет… Он чувствовал все это, когда дверь отворилась, и друг вошел здоровый и улыбающийся”. Беспокойство о близких наполняло его; "далеких” среди людей для него не было. Может поэтому сказки Андерсена затрагивают души разных читателей, будят в них самое лучшее и высокое. Ведущий. После выпущенных трех сборников сказок, Андерсен написал много других сказок. Свои сборники, выходившие начиная с 1843 года, писатель называл "Новыми сказками” и адресовал их взрослым. С 1835 по 1872 год Г.Х. Андерсен опубликовал 156 сказок, разнообразных по содержанию и по художественной форме. Наряду с произведениями типично сказочными, в сборниках Андерсена встречаются и бытовые зарисовки, и лирические стихотворения в прозе, и исторические легенды. Когда любимого народного писателя невозможно было не признать, отношение к Андерсену в литературных кругах резко изменилось. Под старость к писателю пришла заслуженная слава, он был окружен почетом и вниманием. Ведущий. Сказки Г.Х. Андерсена появились в русском переводе еще при жизни автора. " Я очень рад, писал Андерсен, что мои произведения читаются в великой, могучей России, чью цветущую литературу я отчасти знаю, начиная с Карамзина до Пушкина, и, включая до новейшего времени”. Ведущий. В нашей стране сказки Андерсена постоянно переиздаются. В детских изданиях сказки публикуются почти без изменений по сравнению с оригиналами, по сколку автор прекрасно учитывал возрастные требования юных читателей. В детской литературе существует почетная премия Г.Х. Андерсена, которую присуждают лучшим детским писателям один раз в четыре года. Ведущий. Сказки великого датского сказочника являются источником творчества для многих писателей, поэтов, художников, кинорежиссеров, сценаристов. Созданы художественные фильмы: "Снежная королева”, "Старая, старая сказка”, мультфильмы про Русалочку, Дюймовочку и других героев, пьеса Е. Шварца "Тень”. В творчестве наших студентов тема Андерсена и его сказок тоже нашла свое отражение. (Стихотворение студента 104 группы Маслова М.). Ведущий. Иллюстрации к книгам сказок Андерсена представляют особую ценность. Известный художник Добужинский по своему проиллюстрировал их. (Сообщение студентки Сердюковой В. о худ. Добужинском, иллюстрировшем сказки Андерсена). В детском саду дети тоже знают и любят сказки Андерсена и рисуют к ним свои иллюстрации. Посмотрите на их работы, на них изображены не только андерсеновские герои, но и чувствуется их отношение к сказкам писателя. Ведущий. Работая с детьми в дошкольных учреждениях и школах можно проводить с ними интересную работу, знакомя с жизнью и творчеством великого сказочника - короля сказок Г.Х. Андерсена. Мы предлагаем поучаствовать вам в некоторых конкурсах. ( Конкурсы проводят студенты 201 и 104 гр.) Красовская Ю., Савчиков С., Прохорова О., Гостева К.) КОНКУРСЫ. Конкурс №1. Назовите сказки Андерсена, из которых эти предметы. Конкурс № 2. Правильно назовите сказки по их героям. Конкурс № 3. Узнайте сказку по отрывку. Конкурс № 4. Музыкальный. (Из какой сказки песня?). Конкурс № 5. Сказка на английском языке. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Подведение итогов. Я был в сказке. Максим Маслов. 104 гр. Я бывал там лишь однажды И, увы, в последний раз Видел там дворцы и замки, Волшебство в полночный час. Помню, был я трубочистом, А потом, вдруг принцем стал, И перевернув страницу Вновь и вновь я чуда ждал. А когда свершалось чудо, Я не замечал его… Весь мой мир тогда был чудом - Чудом детства моего. Я бывал там лишь однажды И, увы, в последний раз Я был в детстве, я был в сказке С волшебством в полночный час. Март 2005 ГОУ СПО педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга. Сценарий литературной перемены к Дню детской книги «ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП» для студентов отделения 050704 «Дошкольное образование». Преподаватель: Семеренко И.Г. Март 2009г. Сценарий литературной перемены «Литературный калейдоскоп». Цель: Заинтересовать студентов событиями, связанными с детской литературой, творчеством писателей и поэтов для детей. Вызвать радость от активного участия в подготовке и проведении. Предварительная работа: Подборка памятных дат. Подготовка с краткими выступлениями студентов о А. Погорельском, Л.Н. Толстом., К. И. Чуковском, П.П. Ершове, М. Горьком, В. В. Бианки, А. Алексине. Выставка книг к памятным датам. Подготовка ассистентов к проведению конкурса "Кто, где, когда..." Оформление афиши литературной перемены. Организация 31, 21групп. Проведение индивидуальных репетиций. 1 ЧАСТЬ. ВСТУПЛЕНИЕ. Слово заведующей библиотекой. П ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ. Слово преподавателя. А. Нацелить студентов на работу: Вспомните и назовите как можно больше памятных дат этого года, связанных с детскими книгами и писателями. Подвести итог. Б. Обратить внимание на выставку портретов и детских книг, отметить, что многие даты связаны с этими авторами и этими книгами. В. Провести конкурс "КТО, ГДЕ, КОГДА, О ЧЕМ". Назвать автора и произведение За правильные ответы дать фишки. Краткие выступления, подготовленные студентами. Подвести итоги. Г. Сделать краткий обзор памятных дат. Привлечение студентов к ответам на вопросы, чтение фрагментов произведений наизусть. Ш ЧАСТЬ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подвести ОБШИЙ ИТОГ. Наградить участников детскими книгами. ПРИЛОЖЕНИЕ А. КОНКУРС "КТО, ГДЕ, КОГДА, О ЧЕМ". Цель: Активизировать знания студентов по детской литературе, желание коротко и интересно рассказать об авторе и его книгах. ВОПРОСЫ: 1794 ГОД - РОДИЛСЯ ОДИН ИЗ САМЫХ ПЛОДОВИТЫХ АВТОРОВ ДЕТСКИХ КНИГ БОГДАН ФЕДОРОВ. 1829 ГОД - ОТМЕЧАЕТСЯ 180 ЛЕТ СО ДНЯ НАПИСАНИЯ СКАЗКИ «ЧЕРНАЯ КУРИЦА» АНТОНИЕМ ПОГОРЕЛЬСКИМ. 1799 ГОД – 210 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНАЮ 1824 ГОД - В ГОРОДЕ ВОРОНЕЖЕ РОДИЛСЯ ПОЭТ ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. 1894 ГОД – В ПЕТЕРБУРГЕ РОДИЛСЯ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ БИАНКИ: БИОЛОГ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, СЛЕДОПЫТ, ПИСАТЕЛЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ. В конце конкурса заслушать краткие выступления об этих авторах. Подвести итоги. ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 1828 г. – родился писатель, теоретик и критик детской литературы Н.Г. Чернышевский. 1864 г. – первое издание книги «Родное слово» К.Д. Ушинского. 1787 г. - со дня рождения Антония Погорельского 210 лет. 1829 г. - написана сказка А. Погорельским "Черная курица или подземные жители". 180 лет. 1834 г. – написана сказка А.С. Пушкина «Золотой петушок». 1834 г. – опубликована первая часть сказки П.П. Ершова.»Конек-Горбунок». 1744 г. – родился известный журналист, писатель и издатель Николай Новиков. 1859 г. – Л.Н. Толстой начал работать над «Азбукой». 1914 г. – напечатано стихотворение С.Есенина для детей «Береза» в первом номере журнала «Мирок». 1919 г. – основан М. Горьким первый детский советский журнал для детей «Северное сияние», выходит его сказка «Яшка». 1959 г. – В. Осеева завершила работу над повестью для детей «Динка». 1969 г. – умер К. И. Чуковский. По словам Кассиля «Детский праздник». 1924 г. – родился писатель Анатолий Алексин. По ходу обзора студенты называют другие произведения этих авторов, приводят строчки из произведений наизусть. ГОУ СПО Педагогический колледж № 4 Санкт - Петербурга. СЦЕНАРИЙ внеклассного мероприятия К НЕДЕЛЕ ДЕТСКОЙ КНИГИ. для студентов 1- 1У курса специальность 050704 "Дошкольное образование” (Книжкины именины) К 90-летию со дня рождения Б.В. Заходера Зав. библиотекой СИДОРОВИЧ Т.П. Преподаватель СЕМЕРЕНКО И.Г. 23 марта 2009 год ЦЕЛЬ: Вызвать радость от активного участия в литературной перемене, от общения с искусством литературы, поэзией для детей, стремление к самовыражению и самосовершенствованию, желание больше узнать об авторах детской литературы и их книгах. ЗАДАЧИ: Воспитывать профессиональный интерес к творчеству Б. В. Заходера. Вызвать желание проводить творческую работу с детьми с использованием знаний о поэте и его книгах. Развивать коммуникативные навыки студентов: желание активно работать, слушать, дополнять, оценивать себя и других, радоваться успехам товарищей и своим. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Подготовка вступительного слова зав. библиотекой и преподавателя. Подготовка выставки книг Б. Заходера Написание сценария Подбор стихов для детей и взрослых, распределение для чтения студентами. Подготовка студентов к чтению произведений автора, индивидуальная работа. Подбор ведущих. Репетиции с 31 группой. Приглашение 41, 21 и 11 групп. Объявление – приглашение на литературную перемену. 1 ЧАСТЬ. ВСТУПЛЕНИЕ. Слово заведующей библиотекой Сидорович Т.П. П ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ. Слово преподавателя Семеренко И.Г. Ведущие: Голубева К., Килимова А., Хаптинская В. Музыка из мультфильма «Малыш и КАрлсон, который живет на крыше». 1 ведущая. В одном из последних интервью в 2000 году Борис Владимирович Заходер сказал: « Я не детский поэт, я просто поэт»! Необходимо уточнить, КТО такой «просто поэт» Заходер. А это и переводчик, и драматург, и сценарист, и публицист…. В общем, получилось так, что в литературе оказалось как бы несколько Борисов Заходеров. В стихотворении «Заходеры» он сам об этом с юмором говорит: Чтение стихотворения. Шафикова Оля. П ведущая: Известный человек может родиться где угодно. Но особенно приятно бывает узнать, что и то место, где он появился на на свет, чем-то успело прославиться. Борис Заходер родился в городе Кагуле, недалеко от мест, где лет сто пятьдесят до его рождения русская армия в знаменитом сражении разбила турецкую. Военная биография Кагула сказалась и на судьбе Заходеров. Здесь познакомились и поженились его родители: его отец, который ушел добровольцем в русскую армию в 1914 году, и мать, сестра милосердия, которая ухаживала за ранеными в госпитале. Семья недолго прожила в Молдавии. Вначале переехали в Одессу, а потом в Москву. Отец, окончив Московский университет, работал Юристом, а мать, знавшая несколько языков, переводчицей. Ш ведущая: В детстве Борис Заходер, по собственному признанию, был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Правда, несколько «боевых эпизодов» даже такому «тихоне» удалось вспомнить. «Я за что-то очень обиделся на своих родителей. На обоих сразу. И вот, когда они ушли на службу, убежал из дома. Чуть ли не целы день странствовал по Москве, а потом благополучно добрался до своего приятеля Яшки. Там меня и отыскали. Меня не наказали, хотя и было за что. Может потому, что к нам пришли гости. Но только папа вслух прочитал и всем гостям показал записку, которую я оставил родителям. И это было хуже всякого наказания. Там было написано: «СИВОДНЯ Я УХАЖУ НАВСИГДА». Я сгорал от стыда. Писать и читать я научился рано и очень гордился своей грамотностью. А тут такой позор – четыре ошибки в четырех словах!». 1 ведущая: Итак, драться он не любил, зато все время читал и еще … очень любил животных. Поэтому неудивительно, что Борис не разлучался с книжкой Брема и, не задумываясь, бросался на защиту совершенно незнакомой кошки. Вот откуда его решительное: Наказать я сам готов Тех, кто мучает котов! Эта угроза связана с детским воспоминанием Заходера о драке из-за кошки с мальчиком по прозвищу Казарма. П ведущая: Основная тема детской поэзии Заходера – мир животных, среди которых со своими убедительными и яркими, индивидуализированными характерами и повадками. Их предстают хорошо известные персонажи (кенгурята, антилопы, верблюды, хорьки, страусы, вызывающие умиление. Есть и другие герои: это кабаны, павлины, носороги, вызывающие раздражение такими чертами, как дикость, невежество, самолюбие, глупость. Чтение стихов: Гусева К. «Кит». Свиридова М. «Павлин». Конышева В. «Кобра» Ш ведущая: Впрочем, стихи и сказки были впереди. А начал Заходер с переводов, мальчишкой, решив «утереть нос Жуковскому», он перевел «Лесного царя» Гете. В 1935 году Борис Заходер окончил школу и пришел на завод учеником токаря. Потом поступил в авиационный институт. И вот он уже студент биологического факультета сперва Казанского, потом Московского университета. А поскольку писать стихи Борис не переставал, то, в конце концов, перешел учиться в Литературный институт. В жизни Бориса Владимировича было два суровых испытания, две войны – финская 1939 года и Великая отечественная. На фронт оба раза уходил добровольцем. А в коротком мирном промежутке писал стихи, очерки. В 1946 году он вернулся в Москву, через год окончил Литературный институт. В 1947 году в журнале «Затейники» публикуется первое стихотворение Заходера для детей под псевдонимом Борис Вест. Регулярно печатается в журнале «Мурзилка», газете «Пионерская правда». Выпустил несколько сборников стихов: «На задней парте», « Мартышкино завтра», «Считалия», «Моя Вообразилия», «Никто и другие». Чтение стихов: Паршина В., Борисова Н. «Моя Вообразилия» Дуровина К., Килимова А. «Никто». 1 ведущая: В стихах для детей Борис Заходер использует разные жанры. Есть у него перевертыши, песенки, загадки, считалки… Чтение стихов: Васильева Н. «Зонты» Черняк Н. «Загадка». Музыка из мультфильма «Вини Пух и все, все, все»… П ведущая: Кроме «родных» есть у Бориса Владимировича и «иностранные» книжки. С его помощью «англичане» Вини Пух, Питер Пэн, Мэри Попинс, девочка Алиса «изучили» русский язык. И мы вместе с ними пережили такие захватывающие приключения, как поимка Слонопотама или падение в Страну Чудес. И как радовались, когда раздавались песенки: Чтение стихов: Губанова К. «Пушистые вопилки» Бугонова М. «Секретная шепталка». П ведущая: Борис Заходер не перевел все эти книги, а пересказал или, вернее, как выразился один поэт, «написал их по-русски». Среди книг Заходера есть также переводы книг чешского писателя Карела Чапека, польских авторов Яна Бжехвы и Яна Грабовского. И все они для нас давно родные и любимые. Заходер сумел сохранить неповторимый аромат оригинала, органично ввестипроизведения зарубежной литературы в круг чтения и художественного опыта своих соотечественников. Ш ведущая: Борис Владимирович очень серьезно относился к написанию стихов, каждой фразе, каждому слову. Он сам рассказывал о том, как он проверял на прочность свои стихи. Конечно, многочасовое сидение за столом, поиски рифм, черновики…. И когда, на его взгляд, стихотворение казалось готовым, нужно было выйти во двор и прочитать по памяти написанное. Если удавалось без запинки вспомнить весь новый текст – стихотворение принималось, нет – шло в доработку. Писатель на зуб проверял каждое слово, искал нужное ему место в строке. За кажущейся легкостью стихов Заходера стоит тяжелая умственная работа автора. Чтение стихов: Платонова Л., Сущева Р. «Приятная встреча». 1 ведущая: Примерно в середине 1990-х годов поэт решительно заявил: «Все! Детские стихи больше не пишу». И до этого времени у него были стихи для взрослых, которые отличали острота мысли и свежесть поэтического языка. Он даже имел награды за взрослую поэзию. Это «Листки. Поэма в стихотворениях», «Мелкие Заходердости» и другие. Чтение стихов: Анисимова К. «Краткое содержание». П ведущая: И все-таки, в большей мере Борис Заходер принадлежит поэзии для детей. Этот замечательный поэт известен не только в нашей стране, но и за рубежом, он лауреат многих литературных премий (в том числе Международной премии им. Г.Х. Андерсена). Борис Заходер блестяще сочетал классические традиции со словотворческими обретениями «серебряного века». Ш ведущая: Борис Владимирович Заходер ушел из детства, но от детства вопреки некоторым своим же заявлениям, не ушел до конца своей жизни. Он внес в детскую литературу неповторимый вклад и проложил новые пути, связывающие ее с детской литературой мира. Ш ЧАСТЬ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Музыка из кинофильма «Мэри Поппинс». Подведение итогов. Угощение участников и зрителей.
Просмотров: 844 | Добавил: serz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 LirmOmilm  
0
нужно проверить :)

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей