МАТЕРИАЛЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ . Часть 4.
Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга.
Зав. библиотекой СИДОРОВИЧ Т.П. Преподаватель СЕМЕРЕНКО И.Г. 23 марта 2009 год
СЦЕНАРИЙ внеклассного мероприятия К НЕДЕЛЕ ДЕТСКОЙ КНИГИ. для студентов 1- 1У курса специальность 050704 "Дошкольное образование” (Книжкины именины) К 90-летию со дня рождения Б.В. Заходера
ЦЕЛЬ: Вызвать радость от активного участия в литературной перемене, от общения с искусством литературы, поэзией для детей, стремление к самовыражению и самосовершенствованию, желание больше узнать об авторах детской литературы и их книгах. ЗАДАЧИ: Воспитывать профессиональный интерес к творчеству Б. В. Заходера. Вызвать желание проводить творческую работу с детьми с использованием знаний о поэте и его книгах. Развивать коммуникативные навыки студентов: желание активно работать, слушать, дополнять, оценивать себя и других, радоваться успехам товарищей и своим. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Подготовка вступительного слова зав. библиотекой и преподавателя. Подготовка выставки книг Б. Заходера Написание сценария Подбор стихов для детей и взрослых, распределение для чтения студентами. Подготовка студентов к чтению произведений автора, индивидуальная работа. Подбор ведущих. Репетиции с 31 группой. Приглашение 41, 21 и 11 групп. Объявление – приглашение на литературную перемену. 1 ЧАСТЬ. ВСТУПЛЕНИЕ. Слово заведующей библиотекой Сидорович Т.П. П ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ. Слово преподавателя Семеренко И.Г. Ведущие: Голубева К., Килимова А., Хаптинская В. Музыка из мультфильма «Малыш и КАрлсон, который живет на крыше». 1 ведущая. В одном из последних интервью в 2000 году Борис Владимирович Заходер сказал: « Я не детский поэт, я просто поэт»! Необходимо уточнить, КТО такой «просто поэт» Заходер. А это и переводчик, и драматург, и сценарист, и публицист…. В общем, получилось так, что в литературе оказалось как бы несколько Борисов Заходеров. В стихотворении «Заходеры» он сам об этом с юмором говорит: Чтение стихотворения. Шафикова Оля. П ведущая: Известный человек может родиться где угодно. Но особенно приятно бывает узнать, что и то место, где он появился на на свет, чем-то успело прославиться. Борис Заходер родился в городе Кагуле, недалеко от мест, где лет сто пятьдесят до его рождения русская армия в знаменитом сражении разбила турецкую. Военная биография Кагула сказалась и на судьбе Заходеров. Здесь познакомились и поженились его родители: его отец, который ушел добровольцем в русскую армию в 1914 году, и мать, сестра милосердия, которая ухаживала за ранеными в госпитале. Семья недолго прожила в Молдавии. Вначале переехали в Одессу, а потом в Москву. Отец, окончив Московский университет, работал Юристом, а мать, знавшая несколько языков, переводчицей. Ш ведущая: В детстве Борис Заходер, по собственному признанию, был очень «приличным мальчиком». Он не только не играл в футбол, но даже почти не дрался. Правда, несколько «боевых эпизодов» даже такому «тихоне» удалось вспомнить. «Я за что-то очень обиделся на своих родителей. На обоих сразу. И вот, когда они ушли на службу, убежал из дома. Чуть ли не целы день странствовал по Москве, а потом благополучно добрался до своего приятеля Яшки. Там меня и отыскали. Меня не наказали, хотя и было за что. Может потому, что к нам пришли гости. Но только папа вслух прочитал и всем гостям показал записку, которую я оставил родителям. И это было хуже всякого наказания. Там было написано: «СИВОДНЯ Я УХАЖУ НАВСИГДА». Я сгорал от стыда. Писать и читать я научился рано и очень гордился своей грамотностью. А тут такой позор – четыре ошибки в четырех словах!». 1 ведущая: Итак, драться он не любил, зато все время читал и еще … очень любил животных. Поэтому неудивительно, что Борис не разлучался с книжкой Брема и, не задумываясь, бросался на защиту совершенно незнакомой кошки. Вот откуда его решительное: Наказать я сам готов Тех, кто мучает котов! Эта угроза связана с детским воспоминанием Заходера о драке из-за кошки с мальчиком по прозвищу Казарма. П ведущая: Основная тема детской поэзии Заходера – мир животных, среди которых со своими убедительными и яркими, индивидуализированными характерами и повадками. Их предстают хорошо известные персонажи (кенгурята, антилопы, верблюды, хорьки, страусы, вызывающие умиление. Есть и другие герои: это кабаны, павлины, носороги, вызывающие раздражение такими чертами, как дикость, невежество, самолюбие, глупость. Чтение стихов: Гусева К. «Кит». Свиридова М. «Павлин». Конышева В. «Кобра» Ш ведущая: Впрочем, стихи и сказки были впереди. А начал Заходер с переводов, мальчишкой, решив «утереть нос Жуковскому», он перевел «Лесного царя» Гете. В 1935 году Борис Заходер окончил школу и пришел на завод учеником токаря. Потом поступил в авиационный институт. И вот он уже студент биологического факультета сперва Казанского, потом Московского университета. А поскольку писать стихи Борис не переставал, то, в конце концов, перешел учиться в Литературный институт. В жизни Бориса Владимировича было два суровых испытания, две войны – финская 1939 года и Великая отечественная. На фронт оба раза уходил добровольцем. А в коротком мирном промежутке писал стихи, очерки. В 1946 году он вернулся в Москву, через год окончил Литературный институт. В 1947 году в журнале «Затейники» публикуется первое стихотворение Заходера для детей под псевдонимом Борис Вест. Регулярно печатается в журнале «Мурзилка», газете «Пионерская правда». Выпустил несколько сборников стихов: «На задней парте», « Мартышкино завтра», «Считалия», «Моя Вообразилия», «Никто и другие». Чтение стихов: Паршина В., Борисова Н. «Моя Вообразилия» Дуровина К., Килимова А. «Никто». 1 ведущая: В стихах для детей Борис Заходер использует разные жанры. Есть у него перевертыши, песенки, загадки, считалки… Чтение стихов: Васильева Н. «Зонты» Черняк Н. «Загадка». Музыка из мультфильма «Вини Пух и все, все, все»… П ведущая: Кроме «родных» есть у Бориса Владимировича и «иностранные» книжки. С его помощью «англичане» Вини Пух, Питер Пэн, Мэри Попинс, девочка Алиса «изучили» русский язык. И мы вместе с ними пережили такие захватывающие приключения, как поимка Слонопотама или падение в Страну Чудес. И как радовались, когда раздавались песенки: Чтение стихов: Губанова К. «Пушистые вопилки» Бугонова М. «Секретная шепталка». П ведущая: Борис Заходер не перевел все эти книги, а пересказал или, вернее, как выразился один поэт, «написал их по-русски». Среди книг Заходера есть также переводы книг чешского писателя Карела Чапека, польских авторов Яна Бжехвы и Яна Грабовского. И все они для нас давно родные и любимые. Заходер сумел сохранить неповторимый аромат оригинала, органично ввестипроизведения зарубежной литературы в круг чтения и художественного опыта своих соотечественников. Ш ведущая: Борис Владимирович очень серьезно относился к написанию стихов, каждой фразе, каждому слову. Он сам рассказывал о том, как он проверял на прочность свои стихи. Конечно, многочасовое сидение за столом, поиски рифм, черновики…. И когда, на его взгляд, стихотворение казалось готовым, нужно было выйти во двор и прочитать по памяти написанное. Если удавалось без запинки вспомнить весь новый текст – стихотворение принималось, нет – шло в доработку. Писатель на зуб проверял каждое слово, искал нужное ему место в строке. За кажущейся легкостью стихов Заходера стоит тяжелая умственная работа автора. Чтение стихов: Платонова Л., Сущева Р. «Приятная встреча». 1 ведущая: Примерно в середине 1990-х годов поэт решительно заявил: «Все! Детские стихи больше не пишу». И до этого времени у него были стихи для взрослых, которые отличали острота мысли и свежесть поэтического языка. Он даже имел награды за взрослую поэзию. Это «Листки. Поэма в стихотворениях», «Мелкие Заходердости» и другие. Чтение стихов: Анисимова К. «Краткое содержание». П ведущая: И все-таки, в большей мере Борис Заходер принадлежит поэзии для детей. Этот замечательный поэт известен не только в нашей стране, но и за рубежом, он лауреат многих литературных премий (в том числе Международной премии им. Г.Х. Андерсена). Борис Заходер блестяще сочетал классические традиции со словотворческими обретениями «серебряного века». Ш ведущая: Борис Владимирович Заходер ушел из детства, но от детства вопреки некоторым своим же заявлениям, не ушел до конца своей жизни. Он внес в детскую литературу неповторимый вклад и проложил новые пути, связывающие ее с детской литературой мира. Ш ЧАСТЬ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Музыка из кинофильма «Мэри Поппинс». Подведение итогов. Угощение участников и зрителей. Отзыв на проведение литературной гостиной «Книжкины именины», по творчеству Бориса Заходера «Страна Вообразилия». Литературно-музыкальная композиция была подготовлена и проведена преподавателем Семеренко И.Г. совместно с заведующей библиотекой Сидорович Т. П.в марте 20009 года. «Книжкины именины» уже давно стали традиционным праздником в колледже. В год празднования 90-летия со дня родждения Б. Заходера было подготовлено мероприятие - литературная гостиная «Страна Вообразилия». Введением к выступлению студентов явилось слово Т. П. Сидорович о проведении праздника «Книжкины именины» в стране, колледже, которое настроило слушателей на восприятие происходящего. Актуальная тема, оригинальное построение сценария - 2 части: поэзия для взрослых и детей, оригинальное оформление литературной гостиной работниками библиотеки (выставка книг поэта, его портрет, газета), замечательная подготовка выступающих - дали прекрасный результат: слушатели прониклись творчеством поэта, переводчика, драматурга Б. Заходера.. Звучавшая музыка (из художественного фильма «Мэри Поппинс», и мультфильма «Вини - Пух») создавала атмосферу необыкновенного проникновения в творчество поэта, настраивала эмоционально на восприятие, активизировала студентов. Были подготовлены для участия в литературной гостиной студенты 31, 41 групп, которые читали стихи и переводы, исполняли песенки из мультфильмов, вели рассказ о биографии поэта. Объявление о мероприятии привлекло студентов 11 и 12 групп, преподавателей колледжа. Ведущие и чтецы были прекрасно подготовлены. Культура выступающих студентов была на высоте. Зрители активно поддерживали их. Были представлены неизвестные широкому слушателю детские стихи поэта, его переводы, поэзия Б. Заходера для взрослых. Очень ценным явилось то, что слушатели и зрители сумели увидеть особенности поэзии 60-80-х годов 20 века, связь творчества Б. Заходера с другими поэтами этого периода: И. Токмаковой, В. Берестовым. Слушателям, показалось, что мы приоткрыли еще одну, незнакомую нам, страницу детской поэзии. Приятным сюрпризом для выступающих и гостей было сладкое угощение, которое поддержало атмосферу «именин». Студенты и преподаватели колледжа получили положительный эмоциональный заряд от этого праздника. Знания, полученные на «Книжкиных именинах», умения, приобретенные выступающими, помогут студентам в их дальнейшей практической работе с детьми и родителями, дадут толчок к их творческой деятельности. Март 2009 года. Председатель ПЦК …………Сорокина Н.К. «Страна ВООБРАЗИЛИЯ» Бориса Заходера. Отзывы студентов и преподавателей о проведении литературной гостиной «Книжкины именины». Нам очень понравился праздник. Но он очень быстро закончился, а хотелось продолжения! Настроение повысилось! Спасибо. Черняк Нина. Репетиции, которые проводила И.Г. Семеренко, запомнятся всем. Мы читали стихи сначала очень серьезно, не придавая значения тому, что они - для детей. Нам не хватало правильных интонаций. А в ходе работы стали лучше чувствовать юмор поэзии Б. Заходера, научились делать нужные акценты, играть. Гусева Кристина, Борисова Надя. Готовясь к празднику «Книжкины именины», мы еще больше сплотились, лучше узнали друг друга. Нам было радостно делать большое общее дело. Васильева Настя. У нас возникло чувство благодарности друг к другу, людям, которые с нами работали: Сидорович Т.П., Семеренко И.Г. Шафикова Оля. «Книжкины именины» - традиционный праздник. Еще в начальной школе, в библиотеке мы его отмечали. Но я об этом забыла. И с радостью вспомнила о нем снова, уже в колледже. Дуровина Ксения. Мне понравились все выступающие. Очень ярко звучали стихи в исполнении студентов. Было весело. Сама могла бы еще лучше выступить, но переволновалась. Бугонова Мария. Очень интересный сценарий и прекрасная организация праздника. Атмосфера радости, сопричастности к творчеству Б. Заходера порадовали. Студенты по новому раскрылись, включаясь в творческую работу, виден их рост, ориентированность на работу с взрослой и детской аудиториями. Могучая И.В. Получала огромное удовольствие. Многое услышала впервые, заинтересовалась творчеством «взрослого» Б. Заходера. Принимая участие в оформлении библиотеки, захотелось устроить праздник и для детей, с которыми буду работать. Рябуха Рита. Спасибо, что пригласили на праздник. Очень полезно для нас. Ведь у нас тоже это впереди. Студенты 12 группы.
|