Вторник, 07.10.2025, 05:16
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Литературно-образовательный сайт

 



Категории раздела
Block title
Теги материалов
Музыка
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Материалы внеурочной работы по литературе, детской литературе. Ч.8
МАТЕРИАЛЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ . Часть 8.
 
 Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга.
Преподаватель СЕМЕРЕНКО И.Г. 2009 г.
 
Литературно-музыкальная перемена "Поэзия для детей от Хармса до наших дней" Для студентов 3 курса, специальность «Дошкольное образование»050704
  Преподаватель: Семеренко И.Г. 2009г.
 Литературно-музыкальная перемена "Поэзия для детей от Хармса до наших дней"
Цель: Вызвать радость от общения с искусством литературы, поэзией для детей Д.Хармса и современных поэтов. Задачи: Воспитывать интерес к детской литературе, авторам, создающим произведения для детей. Совершенствовать умение выступать перед аудиторией, читать стихи. Познакомить с творчеством Д. Хармса, особенностями его творческой манеры. Вызвать желание использовать полученные знания и умения от участия в литературной перемене в работе с детьми на практике. Предварительная работа: Подготовка сценария (отв. Семеренко И.Г.) Подбор участников для выступления (ведущие, чтецы) отв. Семеренко И.Г. Проведение репетиций отв. Семеренко И.Г. Изготовление газеты. Отв. Сидорович Т.П. Подготовка объявления. Отв. Семеренко.И.Г. Подготовка выставки произведений Д.Хармса. Отв. Сидорович Т.П. Продумывание вступительного слова. Отв. Сидорович Т.П. Подготовка призов, подарков участникам. Отв. Сидорович Т.П. Семеренко И.Г. Музыка С. Прокофьева "Монтекки и Капулетти". Немного истории. В начале 1928 года (ровно 80 лет назад) в театральном зале Дома печати в Ленинграде выступила новая группа - "Отряд левого искусства". Как и другие левые, эта группа предпочитала именовать себя в духе нового времени, загадочной аббревиатурой - ОБЭРИУ. Расшифровывалась она так: объединение реального искусства. Буква У вносила игровой момент:потому что потому все кончается на У. Это было время, когда в витринах комиссионных магазинов на Невском можно было увидеть красочные карптины Шагала, на выставках в Русском музее были представлены "квадраты" Малевича, своеобразнейшие картины Филонова и других художников. ОБЭРИУТы хотели в дальнейшем объединиться с художниками, композиторами, деятелями театра и кино. Но эта идея не получила воплощения. Их идеи входили в явное противоречие с новой государственной политикой в области искусства и культуры. Одним мз ярчайших представителей этой группы наряду с Николаем Заболоцким, Александром Введенским, Николаем Алейниковым был Даниил Хармс. Замечательный писатель Д.Хармс был чудак из чудаков. К чудачествам, заложенным в него природой, он сумел прибавить зримый образ чудака, который лепил перед окружающими, обладая незаурядным актерским талантом.. Кто-то из друзей его заметил: Хармс - сам себе театр, где он режиссер, актер, а иногда и единственный зритель. Представьте себе молодого человека: худой, карикатурно длинный, немного сутулый, одетый ярко и броско. На нем куртка английского кроя, белоснежная рубашка, на которой горит красный галстук, элегантно-небрежно завязанный. На ногах у него гольфы и туфли на толстенной подошве. На голове кепка с невероятно большим козырьком или старомодный котелок. В руках зонтик, неизменный спутник даже в солнечную погоду. Прибавьте к этому карманные часы величиной с блюдце, кривую трубку во рту и, наконец, ведомую на поводке собаку. Среди многочисленных чудачеств Хармса было еще одно, которым не все чудаки обладали. Он при любых обстоятельствах в своей жизни и творчестве оставался самим собой. Онжил и писал без оглядки, образуясь только с велением своего сердца и совести. И это "чудачество" в конце концгов его погубило... В 1937 году Хармс написал детскую песенку о человеке, который отправился в дальний путь. Песенка оказалась пророческой. Скоро исчез и ее автор. Стихотворение "Из дома вышел человек". Но мы продолжим свой рассказ о Хармсе с того времени, когда он появился на свет и был еще не Хармсом, а мальчиком Даней Ювачевым. Он родился 17 декабря 19005 года в Петерберге. Мать его, Надежда Ивановна, служила начальницей убежища для женщин, освобожденных из тюрьмы. Отец, Иван Павлович Ювачев, был человек неординарный. Выпускник технического училища Морского ведомства в Кронштадте, он примкнул к народовольческому движению, был арестован и около четырех лет провел в Шлиссельбургской и Петропавловской крепостях, а затем был сослан на каторгу. С каторги в Петербург Иван Павлович вернулся глубоко религиозным человеком, от былой революционности не осталось и следа. О детстве Дани сведений немного. С детских лет в мальчике обнаружились разные таланты. Очень музыкальный, он мог без ошибки пропеть самую сложную мелодию, хорошо рисовал, великолепно рассказывал. Правда, все услышанное от отца, он тут же превращал в совершенно удивительные фантастические истории или анекдоты. На семейном совете шаловливого ребенка решили отдать в немецкое училище Святого Петра("Петершуле"), где весьма сторого следили за дисциплиной. После окончания училища он посещал занятия в ленинградском электротехникуме, потом поступил на курсы киноотделения ГИИИ, но все осталось на стадии незавершенности. Ювачев -младший целиком отдается творчествку, а иногда выступает как чтец, правда читает он чаще не свои стихи, а Хлебникова, Маяковского, Блока, но читает, по мнению современников, прекрасно. В это же время, примерно в 1925 году рождается Даниил Хармс. Есть масса предположений по поводу этого псевдонима. Скорее всего здесь объединились его пристрастие к Шерлоку Холмсу и созвучие псевдонима с английским словом "scharm", переводимым как "чары". Именно этот псевдоним - Хармс , а их у молодого Ювачева было около тридцати, вошел в историю отечественной литературы. Первое стихотворение Хармса появилось в печати в 1926 году. Его произведения, смешные, без явной логической связи, нетривиальные, не похожие на стихи других общепринятых авторов, сразу привлекли к себе внимание не только доброржелательно настроенной публики, но и строгой официальной критики. Деятельность Хармса, а он к тому же имел несчастье быть дворянином по происхождению, сопровождалась планомерным "закручиванием гаек". Пристраиваться и перестраиваться было не в характере Хармса. И его не печатали. Разумеется, уже тогда конец мог бы быть весьма печальным, если бы не помощь Маршака, занимавшего в то время должность главного консультанта ленинградского отделения Детгиза (Детского Государственного издательства). Маршак уже давно присматривался к обэриутам. Его восхищало их умение играть, экспериментировать в творчестве. Самуил Яковлевич Маршак, с присущей ему прозорливостью, разглядел в Хармсе писателя, который мог стать автором детской литературы. Маршак помог издать Хармсу несколько книжек по одному стихотворению, пригласил его сотрудничать в журналах "Чиж" и "Еж". Хармс легко вписался в кружок коллектива журналов. И это не удивительно. Наверное, у всех в памяти крылатое выражение французского писателя Антуана Сент-Экзюпери: "Ведь все взрослые сначала были детьми, только не каждый об этом помнит". Хармс помнил. Стихотворение "Очень страшная история". Даниил Хармс в душе своей всегда оставался умным и озорным ребенком. Поэтому ему был понятен мир детей: мальчишек и девчонок - главных персонажей его стихов и рассказов. Всевозможные розыгрыши, игры составляли необходимую часть его творческого процесса, его метода общения с читателями. Однажды писательница Н. Гернет вместе с Хармсом написала в редакцию письмо от имени воспитательницы детского сада с просьбой рассказать о том, как печь пирог. А когда признались в своей проделке, им вменили в обязанность придумать стихи о пироге. Так появилось веселое стихотворение "Очень-очень вкусный пирог" с обращением к читателю: "Нет конца у строчки, где стоят три точки, кто придумает конец, тот и будет молодец". Стихотворение "Очень-очень вкусный пирог". Писать для детей очень трудно, а для малышей - тем более. Но Хармс легко и, главное, весело справлялся с этой задачей.Он всегда находил самый верный путь к сердцам маленьких читателей, стараясь развить в них любознательность и, конечно, чувство юмора - качества, без которых, по его мнению, человек просто не может жить. Стихотворение "Иван Топорышкин". Работа в детских журналах требовала оперативности, и здесь Хармсу помогал его необыкновенный талант импровизатора. Стоила одному из художников принести в редакцию какую-нибудь картинку, как тут же был готов экспромт Хармса. Экспромтом родился и маленький шедевр Хармса "Удивительная кошка". Стихотворение "Удивительная кошка". Но над детской литературой уже собирались тучи. Под обстрел критики попали Чуковский, Маршак, именовавшиеся "литературными хулиганами". В 1931 году появилось последнее стихотворение Хармса в журнале "Еж". Вплоть до закрытия журнала в 1935 году ни одной вещи Хармса там больше не было напечатано. Так начала формироваться развязка. 10 декабря 1931 года Даниил Иванович Хармс был арестован. Ему инкриминировались организация и участие в антисоветской нелегальной группировке литераторов. По делу был вынесен приговор - заключение в концлагерь сроком на три года. Но пока осужденный находился в ДПЗ ОГПУ приговор был частично смягчен. Хармс высылается в Курск, а уже в ноябре 1932 года возвращается в Ленинград и скоро восстанавливается во всех писательских правах. Однако физические и моральные силы были надломлены. Спасти писателя могла только работа. И он продолжает писать, возникают новые творческие планы. Но в начале Отечественной войны Хармса опять арестовывают, а год спустя он умирает в тюремной больнице. Было ему тогда всего 37 лет. Долгие годы произведения Д.Хармса не печатали, они были вычеркнуты из советской литературы. Многое из написанного Хармсом пропало безвозвратно. Но многое и сохранилось. Теперь произведения Хармса печатают, они возвратились в литературу. Это не ликвидация "белых пятен" истории, это высвобождение живой творческой энергии, небесполезной для современного думающего человека, особенно поэта. В современной поэзии для детей поэтические принципы Хармса проявляются особенно ярко. Для поэтов-авангардистов стихи - прежде всего игра, "фокусы", или, что тоже самое - эстетический эксперимент. Стихотворение О.Григорьев "Моряк". Это экспериментаторство прежде всего, проявляется в реконструкции речи, то есть в словотворчестве, подтверждая, что неисчерпаем тот резерв, который представляет для развития поэзии не образ, не мысль, не идея, а слова. Стихотворение О.Григорьев."Сидит и идет" В. Друк "Наука и жизнь" У современных поэтов-авангардистов особый, экстравагантный взгляд на мир. И в стихах они отходят от общепринятых норм в мир игры, сказки, фантазии. Стихотворение. М. Яснов "Мыло". О.Григорьев "Что лучше" Перевоплощение, быстрая смена действия, театральность, стремительный, захватывающий ритм, колоритные речевые характеристики, подчеркнутая выразительность текста, гротескные зарисовки, эксцентризм - вот приемы для передачи невероятного, неожиданного, нарушающего жизненную логику. Стихотворение В.Лейкин "Звонок" В. Орлов "Конопушки" Многие из современных поэтов работают на грани детского и взрослого искусства, не будучи ни чисто детскими, но и чисто взрослыми творцами. Стихотворение О.Григорьев "Яма". О. Григорьев "Комары" Свою энергию авторы черпают не только из слова, но и из действительности. И тогда звучит их веселый романтизм. Стихотворение М.Яснов "Мы и птицы" О.Григорьев "Пирог" Одна из основ современной поэзии - ошарашивать, озадачивать. Причем не только новизной слова, но и новизной ракурса, способствуя рассматриванию характеров и жизненных ситуаций с неожиданной стороны. Стихотворение О. Григорьев "Конфеты". Произведения Олега Григорьева, Юнны Мориц, Михаила Яснова, Владимира Друка, Владимира Орлова, Геннадия Сапгира, Эдуарда Успенского и многих других авторов "новой волны" доставляют огромное эстетическое наслаждение читателям. Основываясь на принципах поэтов обэриутов, они помогают нам лучше понять их творчество, возродить забытые имена, задуматься над тем, что реальность нуждается в чудесах и выдумке. Музыка С. Прокофьева из балета "Ромео и Джульета".
Категория: Мои статьи | Добавил: serz (31.10.2011)
Просмотров: 1249 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск